Урмас Отт и его программа «Телевизионное знакомство»

Урмас Отт и его программа «Телевизионное знакомство»




Урмас Отт достиг недюжинной популярности на поприще не слишком выгодном. Он интервьюер, человек, формулирующий вопросы. У него подсобная роль. Главная — принадлежит собеседнику. Тем не менее сегодня в нашей стране трудно найти известного политика или деятеля культуры, который бы не счел для себя лестным появиться перед телекамерами в фирменной программе Урмаса Отта «Телевизионное знакомство».

 

Она стала фирменной едва ли не с первым появлением во всесоюзном эфире — то было «знакомство» с Раймондом Паулсом. Еще только объявленная в программе, она вызвала интерес не из-за Урмаса. Но я лично в урочный день, а также в урочный час не открытия и тем более не откровения ждал. (Слава Богу, к тому времени мы все были неплохо знакомы и с самим маэстро, и с его искусством.) Ждал повторения. Полагал, что под предлогом интервью состоится творческий вечер автора многочисленных шлягеров.

 

Концерт в тот вечер не состоялся: маэстро не играл, он разговаривал... «За жизнь» — как говорят в таких случаях. И это почему-то смотрелось, а не просто слушалось.

 

«Смотрелись» и все остальные «разговоры», где известные люди, «любимцы публики» — Майя Плисецкая, Никита Михалков, Евгений Евстигнеев, Алиса Фрейндлих, Святослав Федоров и другие,— представленные на всеобщее обозрение, не были защищены ни своими ролями, ни какими-либо иными подвигами.

 

«Разговоры» — не самая предпочтительная форма в пору господства на телеэкране истерично-суетливого клипа. Урмас Отт и его программа — в некотором роде феномен. Вот ведь в видеоканале «Добрый вечер, Москва!» писатель В. Шугаев регулярно беседует с известными артистами, притом в прямом эфире, а славы ему это не особенно прибавляет. Да и сами встречи не оставляют сколько-нибудь памятного следа.

 

«Телевизионное знакомство» с виду очень простая передача: сидят два человека друг против друга и мило, вполне дружелюбно беседуют. Эмоциональный градус беседы обыкновенно ровный — чуть выше или чуть ниже среднего. Но, как это обыкновенно бывает, самое элементарное при пристальном рассмотрении оказывается довольно мудреной материей.

 

Секрет «ТЗ» в том, что под покровом журналистского интервью таится игра, в которую вовлечены прежде всего Урмас Отт, далее его визави и, наконец, мы, телезрители.

 

Правила игры здесь вот какие. Интервьюируемый «приводит» с собой на экран сразу несколько образов, подаренных (или навязанных) герою его ролями (если речь идет об известном актере или актрисе), его излюбленной темой в искусстве (когда знакомимся с известным режиссером или живописцем)» общей молвой, официальной пропагандой (в случае, если нашим гостем становится политик). Иначе говоря, госпожа Репутация всегда присутствует за спиной собеседника Отта. Иногда их несколько.

 

Впрочем, Урмас в кадре тоже не один. Рядом с воспитанным, абсолютно лояльным по отношению к высокому гостю программы Урмасом присутствует еще один Урмас, уже не столь корректный и не настолько щепетильный, чтобы не вмешиваться в дружескую беседу.

 

Урмас-I скромен и деликатен й благодарен уже за одно то, что почетный гость согласился ответить на его вопросы. Польщен тем, что имеет возможность непосредственно с ним общаться. Он, как луна, светит исключительно отраженным светом. Он понимающе улыбается и Родиону Щедрину, и Илье Глазунову, просит их рассказывать о том или ином периоде творческой биографии, об отношении к тому или иному общественному явлению.

 

Урмас-Н интересуется заработками знатного гостя, его отношениями с сильными мира сего, маркой его машины, валютными доходами, частной жизнью, тайными и явными пороками, осведомляется, насколько основательны те или иные сплетни, бытующие насчет этого человека.

 

Легко догадаться, что Урмас-II — маска, под которой выступает обыденное сознание, еще сравнительно недавно именовавшееся не иначе, как мещанское.

 

Телевидение в застойную пору редко упускало случай обозвать мещанина «мурлом». С перестройкой отношение к этой проблеме изменилось, но и сегодня мещанское, обывательское — нечто почти стыдное.

 

Урмас Отт одним из первых выводит на телеэкран обывательский интерес в качестве персонажа, притом не утруждая себя его оценкой. Это и не положительный, и не отрицательный герой. Но он герой нашего времени. Он по крайней мере объективная реалия, которую можно любить или не любить, но нельзя не замечать.

 

... И вот по сигналу музыкальной отбивки начинается «игра».

 

Урмас-1 благожелательно приветствует, например, Раймонда Паулса, а обывательский интерес (Урмас-И) начинает осторожно зондировать его «выходной образ».

 

«Выходной образ» Паулса — удачливый маэстро, баловень судьбы, покровитель эстрадных звезд, автор многочисленных легких и, как правило, витальных мелодий. Но по ходу передачи очерчивается совсем другая конфигурация маэстро — человека, не столько утомленного успехом, сколько не удовлетворенного им, максимально трезвого в отношении и собственной славы, и собственных талантов.

 

«ТЗ» не разрушило мифологический образ Маэстро: оно его дополнило. Познакомило нас с реальным прототипом образа, не беспокоясь о том, шокирует нас, телезрителей, несовпадение или обрадует.

 

Исповеднический мотив «знакомства» с Паулсом не столь уж и характерен для программы в целом. Бывает, что гость держит круговую и довольно жесткую «оборону», как, например, Евгений Евстигнеев или Людмила Гурченко.

 

В иных случаях гость сам переходит в атаку, намереваясь переменить свой имидж в общественном мнении.

 

«Знакомство» с Анатолием Карповым стало сеансом противоборства одного образа с другим. По телевизионным интервью, по хронике, запечатлевшей его за шахматным столиком, экс-чемпион мира представлялся человеком не очень общительным, не слишком улыбчивым, несколько скованным и необаятельным. Кроме того, он казался человеком, который обладает вполне реальной административной властью и, более того, олицетворяет ее.

 

В «ТЗ» Карпов резко меняет манеру общения. Он много улыбается, почти каждый вопрос Отта встречает смешком, а провожает широкой располагающей улыбкой. Он как бы сама непринужденность. А в рассказе о перипетиях своей карьеры быстро захватывает инициативу и излагает вещи, крайне важные для создания нового имиджа: о своем провинциальном происхождении, о своей трудовой семье, об индивидуальном суверенитете, о собственной наивности по части закулисных интриг, а также о приверженности к импровизации за шахматной доской.

 

Перед нами как бы новый образ Анатолия Карпова. Другой вопрос, насколько он оказался убедительным для телезрителей.

 

Столь же активен и, более того, агрессивен был другой гость программы — Илья Глазунов. И ему надо было одолеть молву. И ему пришлось противопоставлять сложившейся репутации ловкого, пробивного, пользующегося покровительством власть имущих художника-конформиста образ художника-мыслителя, патриота, гонимого и преследуемого коллегами-завистниками, могущественными чиновниками, всевозможными мафиозными группами.

 

И опять же это «игра» с неясным исходом. Кто-то, посмотрев «ТЗ» с участием Глазунова, сказал: «Как же он саморазоблачился!» А кто-то остался с ощущением, что художник самоутвердился. Один и тот же выпуск «ТЗ» может восприниматься и как драма, и как реклама. Как опровержение мифа и как апология его.

 

«Игра», как мы видим, при всей внешней незатейливости довольно сложная. И понятно, что в ней Урмас Отт не просто спарринг-партнер, что он не просто удачно «подкидывает» мяч-вопрос своему гостю — он вступает с ним в единоборство, редко открытое, чаще всего подспудное. Этим-то и объясняется его значимость в сегодняшней системе телевизионных звезд.

 

А потому теперь и сам он нередко становится «свадебным генералом» на всякого рода презентациях и шоу.

 

Сегодня У. Отту-1 впору пригласить на передачу «Телевизионное знакомство» У. Отта-11.

 

Когда статья была сдана в набор, оба Урмаса встретились с Звиадом Гамсахурдиа. Каждая из сторон преследовала собственную цель. Отт хотел заполучить в «коллекцию» своих знакомых столь редкого гостя во всесоюзном эфире. А президент наконец осознал потребность в модернизации своего образа.

 

Урмас делал в передаче то, что и всегда: ставил обывателя на место человека, занимающего высокое общественное положение, и как бы между прочим интересовался, что он чувствует там, наверху.

 

Гамсахурдиа был сама скромность и кротость. А также — самоотверженность.

 

Не знаю, как кому, но мне новый образ известного политика показался малодостоверным. Но что вдруг с несомненной очевидностью обнаружилось: у Урмаса Отта нет иных способов разговорить человека, как только разбудить в нем обывателя. И если собеседник по какой-либо причине не желает с ним играть в эту «игру», то телевизионное знакомство делается крайне невыразительным.

 

Последний пример — телевизионное знакомство с Звиадом Гамсахурдиа.



Читайте также:


Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии

Свежие новости Рогачёва

18:50
В Рогачёве возобновились Акции Солидарности - фото
18:19
Какой будет погода в начале недели
18:09
ЕБРР больше не будет финансировать госпроекты в Беларуси. Режим потеряет более 500 миллионов долларов
12:52
Денег в бюджете больше нет: Лукашенко предложил значительно сократить декретный отпуск
21:45
Поправки в пенсионные законы одобрил Совет Республики
20:55
Женщина в Рогачёве попала под дизель
17:09
Результаты опроса: Каждый третий житель Рогачёва намерен уехать из страны, если Лукашенко не уйдёт
16:23
Будут ли в Рогачёве задержки зарплат?
15:09
Защитник рогачевского "Днепра" Роман Гаев выпущен из жодинского СИЗО, но оштрафован на 270 рублей
15:01
Жителя Рогачёва оштрафовали на 10 базовых за оскорбление власти
14:33
Рогачёвские идеологи сняли эпичное видео с призывниками в поддержку Лукашенко, и опозорились на всю страну – видео
13:59
Приехали: Лукашенко приказал ликвидировать частные предприятия Беларуси, если те не будут работать с госпрофсоюзами
12:57
Жуткое ДТП в Довске: при столкновении с деревом мужчину выбросило из салона автомобиля, он погиб
12:20
Авария на Белорусской атомной станции: из-за взрыва трансформаторов приостановлена выработка электроэнергии
11:36
В Рогачёве отменят все массовые и развлекательные мероприятия
15:22
В Рогачёвском районе, вблизи деревни Шапчицы, обнаружен труп мужчины
Больше новостей