Ученые нашли неожиданное воздействия процесса приготовления шашлыка на организм человека

Сотрудники Института физической химии Польской академии наук в сотрудничестве с Агентством по охране окружающей среды США изучили влияние нитрофенолов — органических и одновременно канцерогенных соединений в воздухе — на здоровье человека, сообщает региональное издание "Рогачев Онлайн" со ссылкой на информационное агентство "Минск Сегодня".

Мононитрофенолы действуют на центральную нервную систему, почки и печень, динитрофенолы раздражают слизистые оболочки и кожу, вызывая дерматиты. Они токсичны не только для млекопитающих, но и для растений. 4-нитрофенол медленно взаимодействует с кровью и образует метгемоглобин, продукт окисления железа в молекуле гемоглобина, ответственный за метгемоглобинемию: это может вызвать цианоз, спутанность сознания и потерю сознания.

Нитрофенолы попадают в легкие при вдыхании содержащихся в них микрочастиц PM2,5, и риск особенно возрастает в промышленных и городских условиях, а также в регионах с высокими выбросами от сжигания биомассы. Приготовление гриля (барбекю в западных странах), выхлопы автомобилей, сжигание дров или травы в поле — все эти и другие действия повышают уровень оксидов азота и пыли в атмосфере, которые под воздействием солнечных лучей превращаются в канцерогенные соединения.

Целью нового исследования, которое было опубликовано в журнале Environmental Pollution, было впервые изучить влияние чистых нитрофенолов и их смеси на клетки легких человека.

«Мы качественно идентифицировали три нитрофенола в микрочастицах PM2.5, собранных на нескольких объектах в США, и во вторичных органических аэрозольных частицах (SOA), образующихся в результате фотоокисления ароматических углеводородов (бензола, толуола, о-ксилола, м-ксилола, 1,3, 5-триметилбензол, 1,2,4-триметилбензол, этилбензол, нафталин, 1-метилнафталин, 2-метилнафталин и бензиловый спирт). Исследование проводилось в смоговых камерах EPA и в присутствии оксидов азота», — пишут ученые.

Под воздействием солнечного света смесь соединений и частиц, введенных в камеру, претерпевала химические реакции, приводившие к превращению оксидов азота в нитрофенолы. Также авторы статьи провели исследования in vitro и выявили ранние изменения в клетках легких: нитрофенолы проявляли различные ингибирующие и цитотоксические эффекты. В частности, 4-нитрофенол оказался наиболее цитотоксичным, а 2-нитрофенол - наименее цитотоксичным.

«При воздействии 4-нитрофенола клеточное ингибирование происходило в течение первых 24 часов, а затем усиливалась гибель клеток между 24 и 48 часами. _0_ Накопление активных форм кислорода (АФК) приводило к гибели клеток после воздействия 3-нитрофенола, 4-нитрофенола и смесей этих соединений, в то время как 2-нитрофенол индуцировал наименьшее накопление АФК», — пояснили исследователи.

Другими словами, клетки, пережившие воздействие этих органических соединений, демонстрировали разрушение митохондриальной мембраны, которая действует как естественный барьер. В результате нитрофенолы быстро проникали в саму клетку и провоцировали апоптоз, а затем и некроз. Наиболее опасными оказались высокие концентрации соединений — такие наблюдаются, например, в условиях смога и лесных пожаров.

«Дисморфные митохондрии связаны с хроническими респираторными заболеваниями, включая астму, аллергии, бронхит и легочную гипертензию. Таким образом, последствия воздействия нитрофенолов на уровне суборганелл могут свидетельствовать о нарушениях в функционировании митохондриальных мембран», — заключили ученые.скачать dle 10.5фильмы бесплатно