Астрономы нашли самую тяжелую нейтронную звезду

Американские астрономы оценили массу нейтронного звездного пульсара PSR J0952-0607, и она оказалась рекордной — почти в 2,5 раза больше массы Солнца. Возможно, PSR J0952-0607 приближается к верхнему пределу, после которого нейтронная звезда начинает коллапсировать в черную дыру. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в онлайн-библиотеке допечатной подготовки arXiv.

Обнаруженная в 2017 году нейтронная звезда PSR J0952-0607 расположена в 20 000 световых лет от Солнца в созвездии Секста. Он быстро вращается, выпуская узкие мощные потоки радиации с полюсов. Каждые 1,41 миллисекунды один из них направляется к нам, образуя регулярно вспыхивающий миллисекундный пульсар.

Столь высокая частота не очень характерна для нейтронных звезд, поэтому астрономы давно предполагали, что у них есть маленький и слабый, а потому почти невидимый партнер — например, коричневый карлик. Более плотная и массивная нейтронная звезда притягивает свое вещество, тем самым набирая массу и скорость вращения. Такой союз рано или поздно закончится полной гибелью соседки нейтронной звезды, поэтому такие пульсары называют «черными вдовами».

Чтобы лучше рассмотреть необычную систему, профессор Стэнфордского университета Роджер Романи и его коллеги использовали 10-метровый телескоп Гавайской обсерватории Кека. После спектрометрических наблюдений ученые подтвердили, что партнер вращается вокруг нейтронной звезды с большой скоростью (380 км/с), а сама звезда уже набрала около 2,35 массы Солнца.

PSR J0952-0607 значительно массивнее обычных нейтронных звезд, масса которых в среднем составляет около 1,4 массы Солнца. По мнению авторов работы, это самая массивная из нейтронных звезд, массы которых определены с достаточной достоверностью. Предыдущий рекордсмен — PSR J0740+6620 в созвездии Жирафа — набрал 2,08 массы Солнца.

Эти цифры представляют большой интерес. Дело в том, что теоретически нейтронная звезда, набирая все больше материи и массы, должна коллапсировать в черную дыру. Однако предел, при котором это происходит, точно не определен - например, для невращающихся нейтронных звезд он оценивается в 2,01–2,16 массы Солнца, хотя для вращающихся он может быть значительно выше. Это стимулирует поиск самых тяжелых нейтронных звезд, что поможет уточнить верхний предел их массы.скачать dle 10.5фильмы бесплатно